ЭКОНОМИКА
Справедливые налоги
Фонд развития (Стабфонд)
Свободный рубль
«Чистые» деньги
Ответственная курсовая политика
Отказ от стерилизации ликвидности
Запрет госзаймов
Ограничение квазидолга страны
Приватизация производств
Рыночный контроль цен
Надежность банковской системы
Возврат «замороженных» вкладов

 

АКТУАЛЬНЫЙ КОММЕНТАРИЙ
О незаконности выборов

 

Версия для печати

Газета «Коммерсант» № 56

05.04.2007

Банк России отреформирует себя сам

// Проверка Генпрокуратуры принята к сведению

 

Национальный банковский совет рассмотрел комплекс мер по совершенствованию надзора, принятых Банком России по результатам проверки Генпрокуратуры. Члены совета сочли меры ЦБ недостаточными для изменения ситуации и предложили создать рабочую группу для более радикального реформирования системы банковского регулирования.

 

Вчера департамент внешних и общественных связей Банка России сообщил о том, что во вторник Национальный банковский совет (НБС) рассмотрел четыре представления Генпрокуратуры по итогам проверки Банка России. Напомним, что проверка проводилась в конце прошлого года и выявила в системе банковского надзора целый ряд нарушений (см. справку). Представления Генпрокуратуры, как сообщили Ъ в ЦБ, были приняты советом "к сведению". Вместе с тем член НБС, зампред банковского комитета Госдумы и президент Ассоциации региональных банков Анатолий Аксаков подтвердил, что совет был ознакомлен также с комплексом мер ЦБ по исправлению выявленных Генпрокуратурой нарушений, но счел их недостаточными. "Совет согласился с предложением по формированию рабочей группы, которая будет предлагать более радикальные меры",– сообщил он Ъ.

По сведениям Ъ, по итогам проверки Генпрокуратуры глава ЦБ Сергей Игнатьев издал приказ из 17 пунктов с мерами по устранению выявленных недостатков. В частности, будут подготовлены изменения в закон о ЦБ, включающие в компетенцию совета директоров Банка России вопрос об утверждении положения о комитете банковского надзора. Также предполагается изменить ряд нормативных актов ЦБ для сокращения сроков рассмотрения запросов банков. Кроме того, наложен запрет на участие в проведении проверок кредитных организаций более 1500 служащих ЦБ, имеющих акции или входящих в органы управления комбанков. Последним пунктом своего приказа Сергей Игнатьев закрепляет "практику обязательного подробного раскрытия мотивирующей информации" заявителю в случае отказа выдать лицензию или принять банк в систему страхования вкладов. Контроль за исполнением приказа возложен на первого зампреда ЦБ Геннадия Меликьяна.

Однако, как признались Ъ присутствовавшие на заседании члены НБС, вводимые ЦБ меры не смогут исправить ситуацию в банковском надзоре. По словам председателя финансового комитета Совета федерации Сергея Васильева, ему приказ Сергея Игнатьева показался "совершенно техническим". "Другое дело, что ЦБ его издал, исходя из своего понимания, так как не со всеми выводами Генпрокуратуры согласился",– сообщил он. "Приказ предполагает принятие мер в рамках законодательства,– пояснил Анатолий Аксаков.– Мы же в рамках рабочей группы подготовим поправки в законы".

По словам члена НБС, зампреда банковского комитета Госдумы Павла Медведева, рабочая группа по изменению законодательства будет сформирована на ближайшем заседании совета. Однако результаты ее деятельности вряд ли появятся раньше следующего года из-за длительной процедуры принятия законов. Как пообещал Ъ председатель банковского комитета Госдумы Владислав Резник, НБС проверит в конце года исполнение этих мер. "В решениях совета есть пункт, по которому предполагается заслушать отчет ЦБ об исполнении предписаний Генпрокуратуры,– сообщил он.– С моей точки зрения, главное – сделать так, чтобы все процедуры отзыва лицензий были бы прописаны в законе. Тогда мы радикально изменим ситуацию в надзоре".

Правда, банкиры, пострадавшие из-за "мотивированных суждений", сочли приказ ЦБ, особенно в части информирования о мотивировочной части решений комитета банковского надзора, большим достижением. "Суды не могут принимать взвешенных решений при отсутствии оснований отказа в выдаче лицензии,– сообщил Ъ предправления Ист Бридж банка Валерий Калачев.– Именно поэтому вчера арбитраж вернул на повторное рассмотрение дело о невключении нашего банка в систему страхования вкладов".

ИГОРЬ Ъ-МОИСЕЕВ

 


Правила игры

 

Что нашли прокуроры в Банке России

 

По итогам проверки, проведенной Генпрокуратурой в конце прошлого – начале нынешнего года, в ЦБ было внесено четыре представления. Первое касается практики принятия надзорных решений, при которых допускался неравный подход к банкам. В частности, КБН разрешил ряду банков (МБРР, Банку Москвы, Альфа-банку, банку "Русский стандарт", Промстройбанку, ВТБ, Сбербанку) считать субординированные займы элементом собственных средств до издания положения, позволяющего это делать другим кредитным организациям.

Второе представление предлагает устранить нарушения законодательства о страховании вкладов физических лиц. В частности, проверка установила, что ЦБ не исключает банки из системы страхования вкладов, несмотря на то что они допускают нарушения критериев участия в ССВ. Всего такие нарушения допускали четыре банка – Газэнергопромбанк, Московский нефтехимический банк, Росбанк и Самолетбанк.

Третье представление предлагает Банку России усилить контроль за деятельностью своих территориальных учреждений по борьбе с отмыванием денежных средств. В нем проверяющие отмечают формальный подход к надзору со стороны теруправлений ЦБ. В частности, только Московское ГТУ за первый и второй кварталы 2006 года не применило штрафных санкций к 186 банкам за нарушение сроков предоставления отчетности.

В четвертом представлении Генпрокуратура отмечает нарушения при прохождении службы сотрудниками ЦБ. В частности, проверяющие выявили, что более 1500 сотрудников ЦБ входят в состав советов директоров банков или владеют их долями и акциями, что, по мнению Генпрокуратуры, создает "конфликт интересов и почву для коррупционных проявлений".

Материалы о результатах проверки Генпрокуратурой ЦБ >>

 

В распоряжении Ъ оказались материалы о результатах проверки, проведенной Генеральной прокуратурой в Банке России в конце прошлого года. Проверка выявила в системе банковского надзора целый ряд нарушений.

4 апреля департамент внешних и общественных связей Банка России сообщил о том, что Национальный банковский совет рассмотрел представления Генпрокуратуры и комплекс мер по совершенствованию надзора, принятых Банком России по результатам проверки. Члены совета сочли меры ЦБ недостаточными для изменения ситуации и предложили создать рабочую группу для более радикального реформирования системы банковского регулирования.

Приводим представления Генпрокуратуры и перечень мероприятий Банка России по устранению выявленных в процессе прокурорской проверки нарушений.



ГЕНЕРАЛЬНАЯ ПРОКУРАТУРА РФ


Председателю Центрального банка РФ Игнатьеву С.М.


16.12.2006 №73/3-7681К-06



ПРЕДСТАВЛЕНИЕ
об устранении нарушений законодательства при регистрации организаций, осуществляющих банковскую деятельность, лицензировании их деятельности, о противодействии коррупции


Генеральной прокуратурой Российской Федерации проведена проверка исполнения законодательства о банках и банковской деятельности, о Банке России при регистрации организаций, осуществляющих банковскую деятельность, лицензировании, о противодействии коррупции.



В соответствии с п. 18 ч.1 ст. 18 и ч. 4 ст. 56 Федерального закона от 10.07.2002 № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (далее - Федеральный закон № 86-ФЗ) Совет директоров Центрального банка Российской Федерации (далее - ЦБ РФ) наделен правом утверждения структуры Комитета банковского надзора Банка России (далее - КБН). КБН в соответствии с ч. 4 ст. 56 Федерального закона № 86-ФЗ является действующим на постоянной основе органом, объединяющим структурные подразделения Банка России, не являющимся при этом самостоятельным структурным подразделением ЦБ РФ. В связи с этим положения п. 13. ч. 1 ст. 18 названного закона, относящего к функциям ЦБ РФ вопросы утверждения положений о структурных подразделениях Банка России, не наделяют Совет директоров ЦБ РФ правом утверждения положения о КБН. Между тем решением Совета директоров ЦБ РФ от 10.08.2004 (протокол № 21) утверждено Положение о Комитете банковского надзора. Не оспаривая легитимность его деятельности, полагаем, что назрела необходимость внесения изменения в Федеральный закон № 86-ФЗ для уточнения органа (должностного лица), имеющего право утверждать положение о КБН.


В соответствии с абзацем 6 подпункта 4 п. 6 Положения о КБН комитет наделен правом введения и изменения пруденциальных норм деятельности кредитных организаций в тех случаях, когда для этого не требуется решения Совета директоров ЦБ РФ. Таким образом, при рассмотрении вопросов, отнесенных к компетенции КБН, в отношении отдельных банков данный комитет имеет право изменять пруденциальные нормы, ранее установленные нормативными актами ЦБ РФ и обязательные для иных кредитных организаций. Изложенное создает предпосылки для принятия КБН решений в отношении отдельных банков, вопреки установленным нормативными актами ЦБ РФ требованиям, что . противоречит ст. 12 Федерального закона от 23.06.99 № 117-ФЗ «О защите конкуренции на рынке финансовых услуг» и ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» о запрете создания необоснованных благоприятных условий для отдельных финансовых организаций.


Так, ЦБ РФ на основании ст. 72 Федерального закона № 86-ФЗ 10.02.2003 утверждено Положение о методике определения собственных средств (капитала) кредитных организаций (далее - Положение № 215-П). Согласно пп. 1 и 4 Положения № 215-П величина собственных средств (капитала) кредитных организаций в соответствии с настоящей методикой определяется как сумма основного и дополнительного капиталов, за вычетом субординированных кредитов и иных установленных показателей. Вопреки этому на заседаниях КБН в отношении отдельных банков принимались решения о целесообразности включения в расчет собственных средств названной категории кредитов с условиями, отличающимися от установленных для иных кредитных организаций Положением № 215-П, с формулировкой «до внесения соответствующих изменений» в названное Положение. Так, 25.01.2006 на заседании КБН (протокол № 3) был рассмотрен вопрос «О наращивании капитала Акционерного коммерческого банка «Московский банк реконструкции и развития» (ОАО), решением комитета установлено, что привлеченный названной кредитной организаций заём (субординированный кредит) следует считать элементом собственных средств (капитала) банка, впредь до внесения изменений в Положение № 215-П. Аналогичные решения КБН ранее были приняты по следующим кредитным организациям: Банк Москвы, Альфа-банк, банк «Русский стандарт», Промышленно-строительный банк, Внешторгбанк, Сбербанк.


В соответствии с требованиями ч. 1 ст. 20 Федерального закона от 02.12.1990 № 395-1 «О банках и банковской деятельности» (далее — Федеральный закон № 395-1) установлен исчерпывающий перечень оснований, по которым Банк России может отозвать у кредитной организации лицензию на осуществление банковских операций. Механизм ~ представления территориальными учреждениями ЦБ РФ в Банк России ходатайств об отзыве лицензии урегулирован указанием ЦБ РФ от 03.10.2003 № 1332-У «О порядке представления территориальными учреждениями Банка России ходатайств об отзыве у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций». Вопреки требованиям ст. 4 I Конституции Российской Федерации о верховенстве федеральных законов указанием ЦБ РФ введены не предусмотренные законом ограничения (обязательные дополнительные основания) на реализацию Банком России полномочий по отзыву лицензий по основаниям, установленным пп. 7, 9 ч. 1 ст. 20 Федерального закона № 395-1.


Так, согласно п. 12 названного указания территориальные учреждения ЦБ РФ имеют право направлять в Банк России ходатайства об отзыве лицензии в соответствии с п. 9 ч. 1 ст. 20 Федерального закона № 395-1 при наличии (помимо указанных в данной статье оснований) неоднократного в течение последних двенадцати месяцев применения принудительных мер воздействия, в связи с нарушениями, допущенными при регистрации изменений в едином государственном реестре юридических лиц. Кроме того, пунктом 10 указания в дополнение к п. 7 ч. 1 ст. 20 Федерального закона № 395-1 предусмотрено, что основанием для направления ходатайства об отзыве лицензии является наличие неоднократного применения к кредитной организации в течение последних двенадцати месяцев принудительных мер воздействия. Таким образом, территориальные учреждения ЦБ РФ незаконно ограничены в правах представления в Банк России ходатайств об отзыве лицензий при наличии оснований, установленных действующим законодательством, что также влечет за собой фактическое изменение положений пп. 7 и 9 ч. 1 ст. 20 Федерального закона № 395-1, рассмотрение вопроса о возможности отзыва лицензий по указанным в названных статьях обстоятельствам территориальными учреждениями Банка России, а не ЦБ РФ.


Установлено, что пункт 1.2 указания ЦБ РФ от 05.07.2002 № 1176-У «О бизнес-планах кредитных организаций», предусматривающий принятие Банком России решений об отказе в государственной регистрации кредитной организации и выдаче лицензии при установлении недостоверной, неполной или противоречивой информации в представленном бизнес-плане, несоответствии содержания бизнес-плана целям его представления в Банк России, определенным п. 1 указания, создает правовую неопределенность и предоставляет возможность сотрудниками Банка России по своему усмотрению давать оценку достоверности и противоречивости информации, что может повлечь коррупционные проявления.


Так, решением КБН от 29.03.2006 отказано в государственной регистрации небанковской кредитной организации «Платежно-расчетный дом» (ООО) (далее - НКО «ПРД»). При изучении материалов по НКО «ПРД» установлено, что Департаментом лицензирования деятельности и финансового оздоровления кредитных организаций 14.03.2006 в соответствии с заключениями Московского ГТУ ЦБ РФ, Департамента платежных систем и расчетов, Главного управления безопасности и защиты информации, Юридического департамента подготовлено на имя председателя КБН заключение о принятии решения о государственной регистрации НКО «ПРД» и выдаче ей после уплаты учредительного взноса лицензии.


Однако 27.03.2006 без наличия каких-либо оснований (изменений в представленных документах) Департаментом лицензирования деятельности и финансового оздоровления кредитных организаций было подготовлено противоположное заключение об отказе в регистрации и выдаче лицензии НКО «ПРД». Основанием для принятия данного решения явились нарушения НКО «ПРД» п. 1.2 указания от 05.07.2002 № 1176-У в части предоставления названной организацией недостоверной, неполной и противоречивой информации.


Согласно ст. 16 Федерального закона № 395-1 отказ в государственной регистрации кредитной организации и выдаче ей лицензии на осуществление банковских операций допускается только по основаниям, указанным в названной норме. Более того, в соответствии с ч. 2 ст. 12 Федерального закона от 23.06.99 № 117-ФЗ «О защите конкуренции на рынке финансовых услуг» Банку России запрещается ограничивать иначе, как на основании федерального закона доступ финансовых организаций на рынок финансовых услуг или устранять с него финансовые организации.


Вопреки этому в Банке России сложилась практика отказа в предоставлении лицензий при расширении деятельности кредитных организаций только на основании требований п. 13.1 инструкции Банка России от 14.01.2004 № 109-И «О порядке принятия Банком России решения о государственной регистрации кредитных организаций и выдаче лицензий на осуществление банковских операций». Так, КБН 10.03.2005 (протокол № 10) принял решение об отказе АКБ «Национальный залоговый банк» в удовлетворении ходатайства о расщирении деятельности путем предоставления банку генеральной лицензии на осуществление банковских операций в связи с несоответствием требованиям п. 13.1 указанной инструкции. Иные основания, предусмотренные ст. 16 Федерального закона № 395-1, для отказа в выдаче лицензии не указаны. Аналогичные решения приняты по следующим кредитным организациям: ОАО «Московский коммерческий банк» (протокол заседания КБН от 09.08.2006), ЗАО «БСТ-банк» (протокол заседания КБН от 03.05.2006).


Установленные Положением Банка России от 24.02.2004 № 252-П о порядке рассмотрения структурными подразделениями аппарата Банка России документов, представляемых для принятия решения о государственной регистрации кредитных организаций, принятия решения о государственной регистрации изменений в учредительные документы кредитных организаций и получения лицензии на осуществление банковских операции обязательные для исполнения сроки рассмотрения документов соискателей лицензии нарушаются Банком России.


Согласно п. 8 Положения от 24.02.2004 № 252-П срок рассмотрения документов в центральном аппарате Банка России не должен превышать 60 дней, в исключительных случаях он может быть продлен по распоряжению первого заместителя Председателя Центрального банка Российской Федерации или по решению КБН, но не более чем на 60 дней.


В нарушение указанных требований документы о получении лицензии на привлечение во вклады средств физических лиц в рублях и иностранной валюте, поданные ООО «КБ «Регионфинансбанк» 28.11.2003, находились на рассмотрении до 19.07.2006 (более двух с половиной лет). Около года не принималось решение о выдаче или об отказе в выдаче лицензии на осуществление банковских операций по документам, представленным ООО «КБ «Благовест» (с 14.10.2005 по 11.10.2006). На момент проверки, по существу, не были рассмотрены документы ЗАО «КБ «Приско Капитал Банк» (с 01.12.2005) и ООО «КБ «Евросоюз» (с 27.12.2005).


В Центральный банк Российской Федерации 25.01.2005 поступило ходатайство ООО «КБ «ПриватКолдингБанк» о расширении деятельности путем получения лицензии на привлечение во вклады денежных средств. Однако только по истечении более десяти месяцев - 01.12.2005 в КБН было направлено заключение Департамента лицензирования деятельности и финансового оздоровления кредитных организаций о рассмотрении вопроса о возможности получения запрашиваемой лицензии. Аналогичные нарушения сроков рассмотрения ходатайств о расширении деятельности кредитных организаций установлены при рассмотрении ходатайств ООО «Махачкалинский городской муниципальный банк» (срок рассмотрения около полугода), ЗАО «Банк досрочного кредитования» (срок рассмотрения - более восьми месяцев).


В соответствии с положениям п. 5 ст. 14 Федерального закона № 395-1 предусмотрено представление кредитной организацией при ее регистрации и получении лицензии на осуществление банковских операций документов об оплате лицензионного сбора, размер которого в соответствии со ст. 12 названного Федерального закона определяется Банком России. С учетом этого Банком России в инструкции ЦБ РФ от 14.01.2004 № 109-И определен размер лицензионного сбора.


Вместе с тем в соответствии с вступившим в силу с 01.01.2005 п. 73 ч. 1 ст. 333.33 Налогового кодекса Российской Федерации подлежит уплате государственная пошлина на предоставление лицензии на осуществление банковских операций при создании банка — 0,1 % заявленного уставного капитала создаваемого банка, но не более 40 тыс. руб. В соответствии с п. 5 ст. 3 Налогового кодекса Российской Федерации ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, обладающие установленным настоящим Кодексом признаками налогов и сборов, не предусмотренные Кодексом либо введенные в ином порядке, чем это определено Кодексом.


Таким образом, с момента вступления в силу (с 01.01.2005) п. 73 ч. 1 ст. 333.33 Налогового кодекса Российской Федерации инструкция от 14.01.2004 № 109-И в части установления размера лицензионного сбора и оснований его выплаты применению не подлежит, как противоречащая требованиям федерального законодательства.


Вопреки этому до настоящего времени не приведен в соответствие с -требованиями Налогового кодекса Российской Федерации п. 3.1.6 инструкции от 14.01.2004 № 109-И, которой установлен размер лицензионного сбора — 0,1 % от размера объявленного уставного капитала кредитной организации, без установления предельной суммы его размера.

 

Согласно положениям п. 73 ч. 1 ст. 333.33 Налогового кодекса Российской Федерации не предусмотрена уплата указанной государственной пошлины при выдаче лицензий на осуществление банковских операций кредитным организациям при расширении их деятельности. В нарушение этого в соответствии с п. 14.6 инструкции ЦБ РФ от 14.01.2004 № 109-И Банком России установлено, что при расширении деятельности кредитных организаций обязательна уплата лицензионного сбора, который незаконно взимается с 01.01.2005.


Так, при рассмотрении ходатайств о расширении деятельности после 01.01.2005 уплачены лицензионные сборы АКБ «Бизнес-Сервис-Тракт», ОАО «Москомбанк», ООО «Махачкалинский городской муниципальный банк» и другими кредитными организациями.


В соответствии с ч. 2 ст. 11 Федерального закона № 395-1 и п. 1 ст. 62 Федерального закона № 86-ФЗ Банк России устанавливает обязательный норматив минимального размера уставного капитала вновь регистрируемой кредитной организации. Согласно указанию ЦБ РФ от 01.12.2003 № 1346-У установлено, что минимальный размер уставного капитала для создаваемых банков, независимо от доли участия в них иностранного капитала, на день подачи документов в территориальное учреждение Банка России должен быть не менее суммы, эквивалентной 5 млн. евро. Исключений для отдельных кредитных организаций действующим законодательством не предусмотрено.


Вопреки этому 15.02.2005 в МГТУ ЦБ РФ представлены документы для регистрации новой кредитной организации банка «Российская финансовая корпорация» (ОАО), величина уставного капитала которого составляла всего 43842 тыс. руб., что приблизительно в 4 раза меньше установленного минимального размера уставного капитала.


Однако КБН 02.09.2003 признал возможным рассмотрение по существу вопроса о государственной регистрации названной кредитной организации с указанным размером уставного капитала и выдаче ей лицензии на осуществление банковских операций со средствами в рублях и иностранной валюте и на привлечение во вклады денежных средств физических лиц в рублях и иностранной валюте.


Таким образом, в нарушение требований ст. 12 Федерального закона «О защите конкуренции на рынке финансовых услуг» банку «Российская финансовая корпорация" (ОАО) необоснованно предоставлены льготы, ставящие его в преимущественное положение по отношению к другим хозяйствующим субъектам.


Нарушение сроков рассмотрения ходатайств кредитных организаций о выдаче лицензий на осуществление банковских операций, требование документов, не предусмотренных действующим законодательством, необоснованное предоставление отдельным банкам льгот не способствует противодействию коррупции.


На основании изложенного, руководствуясь ст. 24 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», ПРЕДЛАГАЮ:


1. Рассмотреть настоящее представление и принять меры по устранению допущенных нарушений закона и условий, им способствующих:


принять меры по дополнению Федерального закона № 86-ФЗ в части установления порядка утверждения Положения о КБН;


привести в соответствие с требованиями действующего законодательства указание ЦБ РФ от 03.10.2003 № 1332-У «О порядке представления территориальными учреждениями Банка России ходатайства об отзыве у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций» и инструкцию ЦБ РФ от 14.01.2004 № 109-И «О порядке принятия Банком России решения о государственной регистрации кредитных организаций и выдаче лицензий на осуществление банковских операций»;


исключить факты принятия решений об отказе в государственной регистрации кредитных организаций и выдаче лицензий на осуществление банковских операций, в том числе при расширении деятельности без наличия оснований, предусмотренных действующим законодательством;


выработать механизм принятия Банком России решений, обеспечивающий их прозрачность для кредитных организаций и служащий целям исключения факторов, способствующих коррупции.

 

2. О результатах рассмотрения представления информировать Генеральную прокуратуру Российской Федерации в установленный законом месячный срок.


Первый заместитель Генерального прокурора Российской Федерации А.Э. Буксман

 

ГЕНЕРАЛЬНАЯ ПРОКУРАТУРА РФ

Председателю Центрального банка РФ Игнатьеву С.М.

16.12.2006 №73/3-7681к-2006


ПРЕДСТАВЛЕНИЕ
Об устранении нарушений законодательства о страховании вкладов физических лиц


Генеральной прокуратурой Российской Федерации проведена проверка исполнения федерального законодательства в Центральном банке Российской Федерации (далее - Банк России).

 

В соответствии со ст. 15 Федерального закона от 02.12.90 № 395-1 «О банках и банковской деятельности» Банком России принятие решений о государственной регистрации кредитной организации и выдаче лицензии на осуществление банковских операций, в том числе на осуществление деятельности по привлечению вкладов физических лиц, производится в срок, не превышающий шести месяцев с даты представления всех предусмотренных названным законом документов. Согласно пп. 6.5, 6.6 и 6.12 Инструкции Банка России от 14.01.2004 № 109-И «О порядке принятия Банком России решения о государственной регистрации кредитных организаций и выдаче лицензий на осуществление банковских операций» (далее - Инструкция № 109-И) срок рассмотрения документов, представленных учредителями кредитной организации для государственной регистрации создаваемой путем учреждения кредитной организации и получения лицензии на осуществление банковских операций, территориальными учреждениями Банка России не должен превышать трех месяцев с даты представления этих документов, а общий срок рассмотрения их в Банке не должен превышать шести месяцев с даты представления в территориальное учреждение Банка России.


Согласно пп. 6.7 и 6.8 Инструкции № 109-И при наличии замечаний по представленным документам, отсутствии полного комплекта документов территориальное учреждение Банка России возвращает их учредителям кредитной организации с письменным заключением. Указанные положения являются обоснованными в том случае, если повторно представленные документы со всеми исправлениями были направлены кредитной организацией до истечения шестимесячного срока с момента первичного обращения с ходатайством.


Между тем установлено, что в Банке России ходатайства кредитных организаций о выдаче лицензий рассматриваются в сроки, превышающие шесть месяцев. Более того, Банк России допускает возможность неоднократного использования установленного законом шестимесячного срока рассмотрения повторно представляемых документов кредитных организаций, при отсутствии решения об отказе в государственной регистрации и выдаче лицензий на осуществление банковской деятельности кредитной организации.


Так, КБ ООО «Северный морской путь» 28.08.2003 в Московское главное территориальное управление Банка России (далее - МГТУ Банка России) представил ходатайство и документы для получения лицензии. Вместе с тем решение о выдаче банку лицензии было принято 31.05.2006, то есть спустя 2 года 8 месяцев.


КБ ООО «Москоммерцбанк» обратился с ходатайством о расширении деятельности путем получения лицензии 04.06.2003, однако решение о выдаче лицензии было принято Комитетом банковского надзора (далее — КБН) только 16.06.2005, то есть спустя почти два года.


Аналогичные нарушения допущены в отношении КБ ООО «ПриватХолдингБанк», ЗАО «Банк долгосрочного кредитования», КБ ООО «Национальный Республиканский банк», КБ «Местный кредит», КБ «Теллус-Банк», КБ «Евросоюз», КБ «Коммерческий банк Развития».


Длительное рассмотрение ходатайств о выдаче лицензий на привлечение во вклады денежных средств физических лиц грубо нарушает права кредитных организаций, а также не способствует противодействию коррупции.


В соответствии со ст. 27 Федерального закона от 23.12.2003 № 177-ФЗ «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 177-ФЗ) Агентство по страхованию вкладов (далее - Агентство) и Банк России координируют свою деятельность и информируют друг друга по вопросам осуществления мероприятий по страхованию вкладов. Данное взаимодействие направлено прежде всего на оперативный обмен информацией. В связи с этим п. 4 ст. 27 Федерального закона № 177-ФЗ установлено, что Банк России не позднее рабочего дня, следующего за днем принятия соответствующего решения, в том числе о применении Банком России к банку мер ответственности в виде наложения запрета (ограничения) на привлечение вкладов граждан, о назначении временной администрации по управлению кредитной организацией, об отзыве (аннулировании), а также о замене лицензии Банка России, должен направить информацию в Агентство. В нарушение названной статьи проверкой выявлены факты несвоевременного направления Банком России соответствующей информации в Агентство.


Так, о применении к ЗАО «МКБ «Москомприватбанк» меры воздействия в виде ограничения на привлечение денежных средств физических лиц во вклады с 15.09.2006 Банк России уведомил Агентство письмом от 20.09.2006, о принятии аналогичных мер ответственности к ООО «РЕГНУМ БАНК» с 28.08.2006 - письмом от 30.08.2006, о применении к ООО «КБ «ФОНОН» меры воздействия в виде запрета на привлечение денежных средств физических лиц во вклады с 14.07.2006 - письмом от 19.07.2006, о применении аналогичных мер ответственности к ООО «Самолетбанк» с 20.06.2006 - письмом от 27.06.2006.


Вопреки требованиям п. 14 ст. 45 Федерального закона № 177-ФЗ и Положения о порядке рассмотрения Банком России ходатайства банка о вынесении Банком России заключения о соответствии банка требованиям к участию в системе страхования вкладов (далее — Положение № 248-П), утвержденного Председателем Центрального банка Российской Федерации от 16.01.2004 № 248-П, Банком России при рассмотрении соответствующих ходатайств кредитных организаций нарушались установленные сроки.

Так, в нарушение п. 1.4 Положения № 248-П ходатайство ОАО «МЕЖТОПЭНЕРГОБАНК», поступившее в МГТУ Банка России 21.06.2004, направлено Департаментом лицензирования деятельности и финансового оздоровления кредитных организаций (далее - ДЛДиФОКО) с заключением о поддержке ходатайства банка только 11.02.2005, то есть с нарушением срока, установленного для проведения предусмотренных ст. 45 Федерального закона № 177-ФЗ процедур: предварительного анализа, тематической инспекционной проверки и заключительного анализа результатов, включающего расчет значений всех критериев.


Аналогичное нарушение допущено при рассмотрении ходатайства ООО «КБ «ДОРИС-БАНК», поступившего в МГТУ Банка России 23.06.2004, так как заключение о невозможности поддержки ходатайства банка направлено МГТУ Банка России в ДЛДиФОКО 02.02.2005.


Проверкой выявлены нарушения в части сроков проведения заседания Комитета банковского надзора (далее — КБН) для вынесения заключения о соответствии банка требованиям к участию в системе страхования вкладов. В соответствии с п. 5.5 Положения № 248-П данный срок не может превышать четырех рабочих дней со дня получения материалов по установленной форме от ДЛДиФОКО. Однако материалы, направленные названным департаментом в КБН в отношении ЗАО «СТРОЙБАНК» и ОАО «КБ «Соцгорбанк» 31.01.2005 и 09.11.2004, рассмотрены на заседании КБН только 10.03.2005 и 26.01.2005 соответственно.


Согласно требованиям п. 3 ст. 48, п. 1 ст. 44 Федерального закона N° 177-ФЗ и п. 1.6 указания Банка России от 30.07.2004 № 1483-У «О порядке введения запрета на привлечение во вклады денежных средств физических лиц и открытие банковских счетов физических лиц, признанным отказавшимся от участия в системе страхования вкладов или признанным не соответствующим требованиям к участию в системе страхования вкладов» Банк России при установлении несоответствия банков в течение трех месяцев подряд требованиям к участию в системе страхования вкладов обязан рассмотреть вопрос о введении запрета на привлечение во вклады денежных средств физических лиц и открытие банковских счетов физических лиц.


Вместе с тем в ходе проведенной проверки установлено, что в нарушение названных требований закона в отношении трех кредитных организаций - Газэнергопромбанка, Московского нефтехимический банка, Росбанка, включенных в систему страхования вкладов, Банком России при наличии оснований названный запрет введен не был.


Так, Газэнергопромбанк в период с 15.05.2006 по 18.10.2006 не соответствовал требованиям к участию в страховании вкладов, так как не выполнял обязательные нормативы, установленные Банком России.


В связи с предоставлением Московским нефтехимическим банком в период с 24.04.2006 по 20.10.2006 недостоверной отчетности по установленным формам, названный банк также не соответствовал требованиям к участию в системе страхования вкладов. Аналогичные нарушения в период с 19.06.2006 по 20.10.2006 допускались Росбанком.


Требования п. 3 ст. 48 Федерального закона № 177-ФЗ об обязательном для Банка России введении запретов на привлечение во вклады денежных средств физических лиц и открытие банковских счетов физических лиц носят императивный характер. Вопреки этому КБН 02.11.2006 принял решение в отношении ООО «КБ «Самолетбанк», который в течение более трех месяцев, не соответствовал требованиям к участию в системе страхования вкладов, об отклонении ходатайства МГТУ Банка России о введении запрета на привлечение во вклады денежных средств физических лиц. Вместе с тем в период с 20.06.2006 по 01.11.2006 ООО «КБ «Самолетбанк» не соответствовал требованиям к участию в системе страхования вкладов.


Таким образом, Банком России не в полной мере реализуется предусмотренный ст. 48 Федерального закона № 177-ФЗ механизм, направленный на защиту прав вкладчиков - физических лиц, при рассмотрении вопросов о введении запретов на привлечение во вклады денежных средств физических лиц и открытие банковских счетов. Данные факты могут повлечь за собой возникновение неблагоприятных последствий для граждан. Более того, указанное свидетельствует о несоблюдении Банком России принципа прозрачности деятельности системы страхования вкладов, установленного п. 3 ст. 3 Закона № 177-ФЗ. Несоблюдение служащими Банка России законодательства о банках и банковской деятельности не способствует противодействию коррупции.


Настоящее представление не является основанием для исключения банков га системы страхования вкладов физических лиц.


На основании изложенного, руководствуясь ст. 24 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», ПРЕДЛАГАЮ:


Рассмотреть настоящее представление и принять меры по устранению допущенных нарушений законодательства о страховании вкладов физических лиц и условий, им способствующих:


обеспечить рассмотрение ходатайств банков о выдаче лицензий на привлечение во вклады денежных средств физических лиц в установленные законом шестимесячные сроки с даты предоставления всех предусмотренных законом документов;


обеспечить своевременное направление информации в Агентство по страхованию вкладов по всем принятым решениям, предусмотренным п. 4 ст. 27 Федерального закона № 177-ФЗ;


обеспечить неукоснительное соблюдение законодательства о страховании вкладов физических лиц при рассмотрении вопросов о вхождении кредитных организаций в систему страхования вкладов;


рассмотреть вопрос об ответственности руководителя Департамента лицензирования деятельности и финансового оздоровления кредитных организаций в связи с отсутствием должного контроля за исполнением законодательства о страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации.


О результатах рассмотрения представления прошу информировать Генеральную прокуратуру Российской Федерации в установленный законом месячный срок.


Первый заместитель Генерального прокурора РФ А.Э.Буксман

 

ГЕНЕРАЛЬНАЯ ПРОКУРАТУРА РФ

Председателю Центрального банка РФ Игнатьеву С.М.

20.12.2006 № 73/3-7681к-06


ПРЕДСТАВЛЕНИЕ
О мерах по усилению контроля за деятельностью территориальных управлений Центрального банка Российской Федерации по борьбе с отмыванием денежных средств


Генеральной прокуратурой Российской Федерации в Центральном банке Российской Федерации проведена проверка исполнения законодательства, регламентирующего вопросы банковского регулирования и надзора за деятельностью кредитных организаций. Прокурорами субъектов Российской Федерации проведены аналогичные проверки в территориальных учреждениях Банка России.


Проверкой установлено, что централизованная система территориальных учреждений Центрального банка Российской Федерации не в достаточной степени обеспечивает действенный надзор за кредитными организациями, полноту принятия мер к названным организациям, допустившим нарушения действующего законодательства и нормативных актов Банка России, и предупреждение негативных последствий названных фактов. Более того, в целом названные недоработки территориальных учреждений Банка России могут способствовать невозможности поддержания Центральным банком Российской Федерации стабильности банковской системы России и защиты интересов вкладчиков и кредиторов как главной цели банковского регулирования и надзора в соответствии с ч. 2 ст. 56 Федерального закона от 10.07.2002 № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (далее - Федеральный закон № 86-ФЗ).


При этом нарушения законодательства в сфере банковской деятельности распространены и многочисленны, а предусмотренные законодательством меры воздействия за допущенные нарушения применяются Банком России и его территориальными учреждениями не в полной мере. Многими территориальными учреждениями Банка России надзор в сфере исполнения законодательства о противодействии отмыванию доходов, полученных преступным путем, осуществляется не соответствующим социальной опасности фактов легализации преступных доходов образом.


Негативное влияние на состояние законности в рассматриваемой сфере оказывают факты несвоевременного принятия мер воздействия к кредитным организациям за допущенные нарушения и отсутствия контроля за реальным устранением названными организациями выявленных нарушений закона и нормативных актов Банка России.


В связи с ненадлежащим осуществлением банковского надзора прокурорами Ивановской, Московской, Оренбургской, Рязанской Тамбовской областей, Чукотского автономного округа, г. Москвы и другими внесены представления об устранении нарушений действующего законодательства.


На момент проверки Банк России не располагал сведениями об устранении 104 кредитными организациями в 19 субъектах Российской Федерации выявленных нарушений законодательства о банках и банковской деятельности, по которым были приняты предупредительные и принудительные меры воздействия (предписания, требования, штрафы и др.). При этом ряд санкций был применен к кредитным организациям в 2003-2005 гг. (Российская финансовая корпорация - штраф наложен 30.04.2003 Сибирский банк развития - ограничения и требования введены 21 06 2004, «Вологда-кредит» - предписание внесено 10.11.2005). Изложенное позволяет сделать вывод о формальном подходе к осуществлению банковского надзора и отсутствии должного контроля за реальным устранением выявленных нарушений закона.


Анализ ежеквартальных докладных записок территориальных управлений Банка России о финансовом положении действующих кредитных организаций в регионах и мерах, принимаемых в порядке банковского надзора, показывает, что при выявлении нарушений закона весь комплекс предусмотренных законодательством мер ответственности не используется. Так, в случае выявления территориальными учреждениями Банка России фактов нарушений кредитными организациями требований Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее - Федеральный закон № 115) и нормативных актов Центрального банка Российской Федерации в указанной сфере принимаются неадекватные общественной опасности данного явления меры предупредительного характера, введенные Инструкцией Банка России от 31.03.97 № 59 «О применении к кредитным организациям мер воздействия за нарушения пруденциальных норм деятельности» (далее - Инструкция № 59). Несмотря на множественные факты, свидетельствующие о неэффективности названных мер, ни Банком России, ни его территориальными органами до настоящего времени данная практика не пересмотрена. Вместе с тем изложенное влечет за собой необоснованное освобождение от установленной меры ответственности кредитных организаций, в том числе ответственности, предусмотренной ст. 15.27 Кодекса.


Так, Главным управлением Банка России по Кировской области в 2006 г. за нарушения требований Федерального закона № Ц5-ФЗ к ОАО «КБ «Хлынов» и ЗАО «Первый Дортрансбанк» приняты меры предупредительного характера. Однако впоследствии названные кредитные организации повторно допустили аналогичные нарушения закона.


Неоднократно за нарушения требований Федерального закона № 115-ФЗ и нормативных актов Банка России в указанной сфере Главным управлением Банка России по Костромской области принимались меры предупредительного характера к ООО «КБ «Аксонбанк» (8), ООО «КБ «Нарехтакомбанк» (5).


В связи с выявлением существенных нарушений требований Федерального закона № 115-ФЗ в ООО КБ «Юниаструм банк» Национальным банком Республики Башкортостан материалы проверки и предложения о применении к названной организации принудительных мер воздействия в соответствии со ст. 74 Федерального закона № 86-ФЗ направлены в Московское главное территориальное управление Центрального банка Российской Федерации (далее - МГТУ Банка России). Однако МГТУ Банка России ограничилось применением к ООО «КБ «Юниаструм банк» мер предупредительного характера.


Главным управлением Банка России по Астраханской области во II квартале 2006 г. в ходе проверки ООО «Агроинкомбанк» были выявлены повторные нарушения Федерального закона. № 115-ФЗ в части несвоевременного представления в уполномоченный орган информации об операциях, подлежащих обязательному контролю, невыполнения требований об идентификации клиентов и др. Кроме того, в ходе проверки были установлены многочисленные факты нарушения банком пруденциальных норм законодательства, а также неустранения отдельных нарушений, выявленных в ходе предыдущей проверки. Несмотря на то, что нарушения норм федерального законодательства и нормативных актов Банка России носили длящийся характер, Главным управлением Банка России по Астраханской области предписание по результатам проверки не направлялось, принудительные меры воздействия не применялись, в адрес руководства ООО «Агроинкомбанк» 20.06.2006 направлена информация с предложением об устранении выявленных нарушений.


Национальным банком Удмуртской Республики в ходе комплексной инспекционной проверки ОАО «Мобилбанк» был отмечен повышенный уровень кредитного риска, риска потери капитала и ликвидности, наличие операционного и правового рисков, а также выявлены повторные факты несоблюдения требований законодательства о противодействии легализации преступных доходов в части непредставления и несвоевременного представления в уполномоченный орган сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю. Однако штрафные санкции к организации не применялись, с руководством банка проведена деловая встреча и направлено предписание.


Национальным банком Республики Башкортостан установлено, что по состоянию на 01.04.2006 в гг. Сибай и Стерлитамак подразделениями ОАО «Уралсиб» осуществлялось обслуживание счетов бюджета при наличии в этих городах расчетно-кассовых центров Банка России, что противоречит ст. 4 Федерального закона № 86-ФЗ и ст. 155,156 Бюджетного кодекса Российской Федерации. По данному факту в ОАО «Уралсиб» 14.04.2006 территориальным учреждением направлено письмо с предложением о закрытии указанных счетов, иные меры к кредитной организации не применялись.


Аналогичные факты непринятия территориальными учреждениями Банка России должных мер по выявленным фактам нарушений в деятельности кредитных организаций установлены прокурорами Республики Татарстан, Брянской, Кировской, Нижегородской, Оренбургской, Рязанской Тамбовской областей и ряда других регионов.


Препятствуют созданию единой системы банковского надзора и снижают ее эффективность имеющиеся факты освобождения нарушителей от предусмотренных ст. 74 Федерального закона № 86-ФЗ мер ответственности. Так, МГТУ Банка России в I и II кварталах 2006 года не применены штрафные санкции к 186 кредитным организациям за нарушение сроков направления отчетности. Этим же территориальным управлением в ходе настоящей проверки принято решение об отмене наложенного 21.02.2006 взыскания на ООО «РИТ-банк» за нарушения законодательства и нормативных актов Банка России в сфере противодействия легализации преступных доходов.


При этом нарушения кредитными организациями законодательства, регламентирующего банковскую деятельность, носят распространенный характер. Так, в период с 01.10.200 5 по 05.10.2006 в 479 из 612 банков, надзор за которыми осуществляет МГТУ Банка России, установлены нарушения законодательства, за которые к кредитным организациям неоднократно применялись меры принудительного воздействия, в том числе «Уралсиб» - 68, Россельхозбанк - 48, «Возрождение» - 32, «Боровицкие ворота» - 30 и т.д.


Негативное влияние на состояние законности в рассматриваемой области оказывают факты несвоевременного принятия к кредитным организациям мер воздействия за допущенные нарушения закона.


Так, МГТУ Банка России в 2005-2006 гг. неоднократно проводились проверки в ООО «Коммерческий банк «Европейский Расчетный Банк» в ходе которых было выявлено значительное число нарушений, в том числе законодательства о противодействии легализации преступных доходов. Решениями КБН Банка России от 22.12.2004 и от 24.08.2005 вынесены отрицательные заключения по ходатайствам банка о его соответствии требованиям к участию в системе страхования вкладов. В сентябре 2005 г. ФНС России совместно с ДЭБ МВД России были проведены мероприятия налогового контроля в отношении одного из клиентов КБ «ЕРКБ», расчетный счет которого использовался для проведения сомнительных операций. По итогам проверочных мероприятий были доначислены налоги и списано в бюджет с заблокированного расчетного счета около 27 млн. руб. Только в текущем году к банку до направления ходатайства об отзыве у него лицензии применено 48 мер воздействия различного характера. Вместе с тем лицензия на осуществление банковских операций у названной кредитной организации отозвана только в июне 2006 г. (приказ Банка России от 06.06.2006 № ОД-278).


Главной инспекцией кредитных организаций банка России в марте-апреле 2006 г. проведена проверка ЗАО «Федеральный промышленный банк», которая показала, что в банке имеют место грубые нарушения требований законодательства о противодействии легализации доходов, полученных преступным путем, факты совершения сомнительных операций, ненаправления соответствующих сообщений в Росфинмониторинг и иные нарушения. Однако лицензия на совершение банковских операций отозвана у кредитной организации только 23.08.2006.


По результатам проведенной Главным управлением Центрального банка Российской Федерации по Саратовской области в начале 2006 г. проверки в ОАО «Нижневолжский коммерческий банк» за нарушение требований Федерального закона № 115-ФЗ на названную кредитную организацию наложен штраф. В ходе данной проверки в банке установлены схемы обналичивания значительных денежных средств (397 млн. руб.). Повторной проверкой в сентябре-октябре 2006 г. установлено, что меры по устранению выявленных нарушений закона кредитной организацией фактически не приняты, факты обналичивания денежных средств продолжают иметь место, но на более значительные суммы (887 млн. руб.). Вместе с тем Главным управлением Центрального банка Российской Федерации по Саратовской области вопрос об отзыве лицензии в соответствии со ст. 20 Федерального закона от 02.12.1990 № 395-1 «О банках и банковской деятельности» (далее - Федеральный закон № 395-1) или в соответствии с Инструкцией № 59 о замене руководителя кредитной организации не ставился.


Не должным образом осуществляется Банком России надзор в сфере исполнения законодательства о противодействии легализации преступных доходов и финансированию терроризма. Недостаточно используется при этом информация Федеральной службы по финансовому мониторингу как уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляющего координирующие функции в этой области.


Так, Росфинмониторинг письмом от 12.05.2005 № 04-1-26/4008дсп в Банк России направил информацию в отношении 32 кредитных организаций, не представивших в службу по состоянию на 30.04.2005 ни одного сообщения об операциях обязательного контроля. В отношении 6 указанных организаций проверочные мероприятия до настоящего времени не завершены либо только планируется их проведение; к ряду организаций применены только предупредительные меры воздействия (ООО «Новый коммерческий банк», ООО «СП-БАНК», ЗАО «Сурсккомбанк», ООО «КБ «Каспий» и др.). Между тем даже после проведенных Банком России инспекционных мероприятий и примененных мер воздействия указанными кредитными организациями, по данным Росфинмониторинга, продолжают допускаться нарушения законодательства о противодействии легализации преступных доходов.


Без адекватных мер реагирования оставлено письмо Росфинмониторинга от 07.03.2006 № 04-1-18/521дсп 26/4008дсп в отношении более 30 кредитных организаций, которые в течение длительного времени систематически нарушали требования законодательства о противодействии легализации преступных доходов. При этом 19 кредитных организаций из них включены в систему страхования вкладов физических лиц.


Не приняты Банком России какие-либо меры надзорного характера по информации Росфинмониторинга о нарушениях законодательства в деятельности АКБ «Ноосфера», ЗАО «КБ «МБХХС», ЗАО «Республиканский Банк», ЗАО «БанкЖилФинанс», АКБ «НЗБанк», ЗАО «КБ «Ураллига», КБ «ИТ-БАНК», ОАО «КБ «Соцгорбанк», ООО «Республиканский кредитный альянс» (письма Службы от 25.01.2005 № 04-1-26/453 дсп, от 21.06.2005 № 04-1-26/5327 дсп, от 29.06.2005 № 04-1-26/5547 дсп, от 26.07.2005 № 04-1-26/6151 дсп). Более того, в отношении указанных кредитных организаций Банком России вынесены положительные заключения об их соответствии требованиям к участию в системе страхования вкладов.

Кроме того, в нарушение ст. 9 Федерального закона № 115-ФЗ и заключенного с Росфинмониторингом 17.05.2004 Соглашения об информационном взаимодействии Банк России не представил в службу по ее запросам информацию о результатах использования сведений в отношении ряда кредитных организаций: ООО «Банк «Инвестрасчет», АКБ «Акция», АКБ «Общий», КБ «Соцэкономбанк», ООО «КБ «Бризбанк», АКБ «Новый Русский Банк», ООО «БРГШ», Банк «Русский Банкирский Дом» и др.


При этом кредитными организациями допускается значительное число нарушений законодательства в области противодействия легализации преступных доходов, что требует от Банка России принятия своевременных и адекватных мер в рамках осуществления банковского регулирования и надзора. Так, только в период с 01.10.2005 по 01.10.2006 МГТУ за неоднократные нарушения законодательства в области противодействия легализации преступных доходов применены принудительные меры воздействия к 244 кредитным организациям.


Результаты проверки свидетельствуют также о ненадлежащем взаимодействии Банка России, его территориальных учреждений с ФНС России, МВД России и прокурорами субъектов Российской Федерации, что отрицательно сказывается на эффективности надзорной деятельности.


В результате проведенных ФНС России проверочных мероприятий в отношении ряда кредитных организаций были установлены факты незаконного вывода денежных средств за рубеж и их обналичивания, «серые» схемы движения денежных потоков, иные нарушения законодательства. О результатах проверки направлялась соответствующая информация в Банк России, по которой своевременных и адекватных мер надзорного характера принято не было.


Так, ФНС России в своих письмах от 12.09.2005 информировала Банк России о результатах выездных налоговых проверок ООО «КБ «ИФКО-Банк» и НКО ООО «Кумост-Инкасс», в ходе которых выявлены факты проведения сомнительных операций, выдачи клиентам значительных сумм наличных денежных средств, нарушений требований Федерального закона № 115-ФЗ. Однако лицензия у ООО КБ «ИФКО-Банк» отозвана только 15.06.2006, а незаконная деятельность НКО ООО «Кумост-Банк» прекращена на основании приказа об отзыве лицензии 20.09.2006.


В ходе настоящей проверки выявлены материалы, позволяющие предполагать совершение деяний, наказуемых в уголовном порядке, которые Банком России в МВД России и органы прокуратуры не направлялись.

Главной инспекцией кредитных организаций Банка России в 2006 г. при проведении инспекционных проверок в ряде кредитных организаций установлены факты осуществления сомнительных операций по обналичиванию крупных денежных сумм и выводу денежных средств за рубеж. При этом ряду клиентов банков присущи признаки фирм -однодневок: они не осуществляли операций по обслуживанию своей хозяйственной деятельности; учредителями некоторых их них являются одни и те же физические лица; фирмы зарегистрированы с минимальным уставным капиталом в одно и то же время и т.д. (ООО «Торгово-инвестиционный Банк», ИКБ «Инвесткомбанк БЭЛКОМ», КБ «Нефтяной», ООО «МКБ «Дисконт», ООО «КБ «Объединенный транспортный банк», ОАО КБ «ТЭСТ», Московский филиал ЗАО «АКБ «Банкирский дом», ООО «КБ «ИФКО-Банк», ЗАО «АКБ «Морской торгово-промышленный банк»).


Установленные в ходе проведения указанных инспекционных проверок обстоятельства могут свидетельствовать о наличии признаков ряда преступлений, в том числе лжепредпринимательства, легализации денежных средств, приобретенных преступным путем, использования поддельных платежных документов, уклонения от уплаты налогов.


С 01.07.2002 статьей 15.26 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение законодательства о банках и банковской деятельности, в том числе частью 2 названной статьи - за нарушение кредитной организацией установленных Банком России нормативов и иных обязательных требований. Полномочия по составлению соответствующих протоколов предоставлены должностным лицам Банка России (п. 81 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ). В ходе проверки установлено, что Банком России и его территориальными учреждениями предоставленное кодексом право на возбуждение административного производства по ст. 15.26 КоАП РФ не используется, тогда как признаки названного правонарушения выявляются практически в ходе каждой инспекционной проверки. Более того, в арбитражных судах получила распространение судебная практика, при которой меры воздействия, принятые Банком России на основании ст. 74 Федерального закона № 86-ФЗ, признаются недействительными в силу нарушения кредитными организациями ст. 15.26 КоАП РФ.


Таким образом, проверка показала, что распространенность нарушений законодательства в банковской сфере во многом обусловлена ненадлежащим осуществлением контроля Банком России за деятельностью территориальных учреждений.


На основании изложенного, руководствуясь ст. 24 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», ПРЕДЛАГАЮ:


Рассмотреть настоящее представление и принять меры по устранению выявленных нарушений законодательства.


Усилить контроль за обеспечением территориальными учреждениями Банка России надлежащего банковского надзора за соблюдением кредитными организациями банковского законодательства и принятием по выявленным фактам нарушений закона предусмотренных законодательством своевременных и адекватных мер воздействия.


Повысить уровень взаимодействия территориальных органов Центрального банка Российской Федерации с ФНС России, МВД России, Росфинмониторингом, прокурорами субъектов Российской Федерации по борьбе с отмыванием денежных средств.


О принятых мерах информировать Генеральную прокуратуру Российской Федерации в установленный законом месячный срок.


Первый заместитель Генерального прокурора РФ А.Э. Буксман

 

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РФ

Генеральному прокурору РФ Ю.Я. Чайке от 08.02.2007 № 01-31-2/415 на №73/3-7681к-2006 oт  30.01.2007

О проверке Центрального банка РФ

Уважаемый Юрий Яковлевич!

В октябре-ноябре 2006 года Генеральной прокуратурой Российской Федерации с участием представителей Министерства внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службы безопасности Российской Федерации, Федеральной службы по финансовому мониторингу и Министерства финансов Российской Федерации в центральном аппарате и в территориальных учреждениях Центрального банка Российской Федерации проведена проверка исполнения федерального законодательства о банках и банковской деятельности.

По результатам проведенной проверки в адрес Банка России внесены четыре представления (от 16.12.2006 № 73/3-7681к-06, от 16.12.2006 № 73/3-7681к-2006, от 20.12.2006 № 73/3-7681к-06, от 20.12.2006 № 73/3-7681к-2006), которые рассмотрены в установленный законом срок.

С учетом выявленных в процессе прокурорской проверки нарушений и недостатков Банком России приняты конкретные меры по их устранению, а также запланированы соответствующие мероприятия по недопущению подобного впредь.

Подробные ответы на представления направлены в Генеральную прокуратуру Российской Федерации.

Принимая во внимание серьезность актов прокурорского реагирования, Банком России подготовлен приказ от 8 февраля 2007 года № ОД-93 «О мерах по устранению нарушений, выявленных Генеральной прокуратурой Российской Федерации в ходе проверки исполнения федерального законодательства о банках и банковской деятельности в Центральном банке Российской Федерации».

Учитывая роль Генеральной прокуратуры Российской Федерации как высшего органа, осуществляющего надзор за исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, просим Вас направить представителя Генеральной прокуратуры Российской Федерации для выступления на Всероссийском совещании руководителей территориальных учреждений Банка России, намеченном на 20-21 марта 2007 года.

С.М. Игнатьев



ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РФ

ПРИКАЗ
08 февраля 2007 г. № ОД-93


О мерах по устранению нарушений, выявленных Генеральной прокуратурой РФ в ходе проверки исполнения федерального законодательства о банках и банковской деятельности в Центральном банке РФ


Генеральной прокуратурой Российской Федерации с участием представителей Министерства внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службы безопасности Российской Федерации, Федеральной службы по финансовому мониторингу и Министерства финансов Российской Федерации проведена проверка исполнения федерального законодательства о банках и банковской деятельности в центральном аппарате и в территориальных учреждениях Банка России.


В процессе прокурорской проверки в деятельности Банка России был выявлен ряд нарушений, в связи с чем Генеральной прокуратурой Российской Федерации, а также прокурорами ряда субъектов Российской Федерации в адрес Банка России внесены акты прокурорского реагирования.


В целях устранения выявленных нарушений и реализации требований Генеральной прокуратуры Российской Федерации, ПРИКАЗЫВАЮ:


1. Руководителям структурных подразделений центрального аппарата и территориальных учреждений Банка России тщательно изучить и проанализировать выявленные в ходе проверки нарушения и принять меры к недопущению их в дальнейшем.


При повторении нарушений служащими Банка России проводить служебные расследования и привлекать виновных к дисциплинарной ответственности.


2. Юридическому департаменту (Голубев С.А.) совместно с Департаментом банковского регулирования и надзора (Симановский А.Ю.) подготовить и представить руководству Банка России предложения о внесении изменения в Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», включающего в компетенцию Совета директоров Банка России вопрос об утверждении Положения о Комитете банковского надзора Банка России (срок — 1 квартал 2007 года).


3. Департаменту банковского регулирования и надзора (Симановский А.Ю.) совместно с Юридическим департаментом (Голубев С.А.) разработать проект изменений в Положение о Комитете банковского надзора Банка России, касающийся пруденциальных норм в отношении кредитных организаций, и представить его на рассмотрение Совета директоров Банка России (срок - март 2007 года).


4. Департаменту лицензирования деятельности и финансового оздоровления кредитных организаций (Сухов М.И.) разработать и представить руководству Банка России проекты нормативных актов Банка России о внесении изменений: в Указание Банка России от 3 октября 2003 года № 1332-У «О порядке представления территориальными учреждениями Банка России ходатайства об отзыве у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций» в части исключения из пунктов 10 и 12 положений о применении к кредитным организациям мер воздействия (срок — 1 квартал 2007 года);


в Инструкцию Банка России от 14 января 2004 года № 109-И «О порядке принятия Банком России решения о государственной регистрации кредитных организаций и выдаче лицензий на осуществление банковских операций» в части уточнения редакции пункта 13.1, касающейся порядка определения финансовой устойчивости кредитных организаций в соответствии с нормативными актами Банка России (срок - 1 квартал 2007 года);


внести предложения об изменении соответствующих нормативных актов Банка России, в том числе Положения Банка России от 24 февраля 2004 года № 252-П «О порядке рассмотрения структурными подразделениями центрального аппарата Банка России документов, представленных для принятия решения о государственной регистрации изменений в учредительные документы кредитных организаций и получения лицензии на осуществление банковских операций» в целях усиления контроля за соблюдением срока, установленного для принятия решений о расширении деятельности кредитных организаций путем получения дополнительных лицензий (срок - 1 квартал 2007 года).


5. Департаменту персонала (Костюхин Б.Н.) разработать проект изменений в Положение Банка России от 25 марта 2003 года № 235-П «О служащих Банка России», предусматривающий отнесение к должностям служащих Банка России как единичных должностей работников, так и категорий (групп) должностей (срок - 1 квартал 2007 года).


6. Заместителю Председателя Банка России Корищенко К.Н., Сводному экономическому департаменту (Иванова Н.Ю.) совместно с Юридическим департаментом (Голубев С.А.) в соответствии с требованиями Генеральной прокуратуры Российской Федерации подготовить и представить Совету директоров Банка России предложения по вопросу о выходе в 2007 году Банка России из состава некоммерческого партнерства «Национальный депозитарный центр» и, соответственно, служащих Банка России - из органов управления указанной организации.


7. Заместителю Председателя Банка России Корищенко К.Н., Департаменту операций на финансовых рынках (Швецов С.А.) совместно с Юридическим департаментом (Голубев С.А.) подготовить и представить Совету директоров Банка России документы о выходе в 2007 году служащих Банка России из органов управления закрытого акционерного общества «АКБ «Национальная клиринговая компания» (срок - 1 квартал 2007 года).


8. Главной инспекции кредитных организаций (Сафронов В.А.) совместно с Департаментом персонала (Костюхин Б.Н.) подготовить проект изменений в нормативные акты Банка России, предусматривающий запрет на участие в проведении проверок кредитных организаций (их филиалов) служащих Банка России, имеющих акции (доли) в кредитных организациях и (или) входящих в органы управления последних (срок - 1 квартал 2007 года).


9. Департаменту финансового мониторинга и валютного контроля (Ищенко Е.И.) разработать и довести до сведения территориальных учреждений Банка России рекомендации по использованию при проведении проверок кредитных организаций (их филиалов) данных Федеральной службы по финансовому мониторингу о допущенных кредитными организациями нарушениях законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем (срок - 1 квартал 2007 года).


10. Руководителям территориальных учреждений Банка России обеспечить соблюдение предусмотренных распоряжением Банка России от 21 сентября 2005 года № Р-471 «О взаимодействии структурных подразделений центрального аппарата Банка России и территориальных учреждений Банка России по выполнению Соглашения о координации деятельности и обмене информацией между Банком России и государственной корпорацией «Агентство по страхованию вкладов» (далее - распоряжение Банка России № Р-471) сроков направления информации в Департамент лицензирования деятельности и финансового оздоровления кредитных организаций (срок - постоянно).


11. Департаменту лицензирования деятельности и финансового оздоровления кредитных организаций (Сухов М.И.) усилить контроль за исполнением территориальными учреждениями Банка России распоряжения Банка России № Р-471 в целях своевременного направления в государственную корпорацию «Агентство по страхованию вкладов» информации, предусмотренной Федеральным законом «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерацию) (срок -постоянно).


12. Департаменту лицензирования деятельности и финансового оздоровления кредитных организаций (Сухов М.И.) совместно с Департаментом банковского регулирования и надзора (Симановский А.Ю.) продолжить работу по совершенствованию Федерального закона «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации» в части уточнения критериев соответствия банков требованиям к участию в системе страхования вкладов (срок - постоянно).


13. Департаменту банковского регулирования и надзора (Симановский А.Ю.) совместно с Департаментом лицензирования деятельности и финансового оздоровления кредитных организаций (Сухов М.И.) разработать меры по усилению контроля за соответствием банков требованиям к участию в системе страхования вкладов (срок - 2 квартал 2007 года).


14. Руководителям территориальных учреждений Банка России проводить анализ соответствия деятельности кредитных организаций требованиям законодательства Российской Федерации и нормативных актов Банка России при принятии решений о возможности поддержания ходатайств кредитных организаций о расширении деятельности путем получения дополнительных лицензий, в том числе на привлечение во вклады денежных средств физических лиц (срок - постоянно).


15. Закрепить практику обязательного подробного раскрытия заявителю (кредитной организации) мотивирующей информации (в протоколе Комитета банковского надзора Банка России, в письме в адрес территориального учреждения Банка России и кредитной организации) в случае принятия Комитетом банковского надзора Банка России решения о несоответствии кредитной организации требованиям к участию в системе страхования вкладов или об отказе кредитной организации в выдаче лицензии на осуществление банковских операций (срок - постоянно).


16. Руководителям структурных подразделений центрального аппарата и территориальных учреждений Банка России:


обеспечить соблюдение сроков при подготовке документов, относящихся к их компетенции и необходимых для принятия решений о выдаче кредитным организациям лицензий на осуществление банковских операций;


активизировать в рамках законодательства Российской Федерации работу по информированию правоохранительных органов об установленных в ходе проведения проверок обстоятельствах, свидетельствующих о наличии признаков преступления, в том числе связанных с нарушением законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем.


17. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на первого заместителя Председателя Банка России Меликьяна Г.Г.


Председатель С.М. Игнатьев

ПОЛИТИКА И ОБЩЕСТВО
Противодействие коррупции
Ответственный суд
Эффективная власть
Свобода совести
Историческая справедливость
Профессиональная армия
Права частных работодателей
Порядок на дорогах

 

 

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
Конституция РФ
  Гражданский кодекс РФ
  Бюджетный кодекс РФ
  Налоговый кодекс РФ
  Трудовой кодекс РФ
  О Правительстве РФ
  О Центральном банке РФ
  О валютном регулировании
  О противодействии легализации (отмыванию) доходов
  Об ОСАГО

 

 

Проект национального развития некоммерческое учреждение разработки и реализации эффективных реформ

ПРОЕКТ НАЦИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

Программа реформ   Важные достижения   Устав   Участники Проекта